В полном разгаре приморское лето! Еще есть время насладиться теплом, зарядиться солнечной энергией, полакомиться свежей огородной и садовой продукцией, запастись витаминами. Безусловно, чудесную летнюю пору любят и взрослые, и дети.

Особенно дороги летние дни школьникам. Не надо длительно просиживать за партами, готовить домашние задания и волноваться у доски. Наоборот, лето – это повод для физической активности, увлекательных загородных прогулок, отдыха на природе и многого другого.

И если кто-то воспринимает летние каникулы как беззаботно потерянное время в жизни ребенка, то медики и педагоги придерживаются иного мнения. Растущему, интенсивно развивающемуся организму школьника очень важно восстановить утраченные за учебный год силы, переключиться на подвижную и эмоциональную деятельность, продолжить гармоничное созревание личности. Этот период наиболее благоприятен для формирования индивидуальной самооценки ребенка в окружающем мире, развития его творческого потенциала, совершенствования социальных связей и возможностей, приобщения к труду, национальным и культурным ценностям, воплощения собственных планов и удовлетворения интересов. Вот почему нам взрослым очень важно организовать детский досуг рационально и содержательно, грамотно сочетая разнообразные формы деятельности, будь то подвижные игры, развлекательные или познавательные мероприятия.

Зачастую многие родители в российских семьях не имеют возможности отправить своих детей на отдых в загородные оздоровительные лагеря. На выручку приходит удобная для всех форма организации летнего отдыха школьников в лагерях дневного их пребывания при учреждениях общего и дополнительного образования. Здесь опытными педагогами предусмотрено все необходимое для обеспечения безопасного и полноценного отдыха ребят: рациональное питание, разнообразная индивидуальная и коллективная деятельность с элементами подвижных игр, спортивных состязаний, познавательного и творческого досуга. Для расширения кругозора, профессионального ориентирования, школьников знакомят с деятельностью различных предприятий и организаций города. Дети – частые гости краеведческого музея, библиотек и кинотеатров. Не является исключением и давнее сотрудничество учреждений образования г.о. Спасск-Дальний с отделом экологического просвещения государственного природного биосферного заповедника «Ханкайский» в организации экологически направленного познавательного досуга школьников на пришкольных площадках. По сложившейся за многие годы традиции, ребята с интересом встречаются с сотрудниками заповедника, участвуют в разнообразных беседах и лекциях о биологическом разнообразии водно-болотных угодий бассейна оз. Ханка и юга Дальнего Востока России в целом, обсуждают проблемы его сохранения, участвуют в викторинах и играх, тем самым совершенствуя индивидуальный интеллектуальный потенциал и коммуникативные способности, научаясь понимать и любить живую природу своей малой Родины.

За первые две смены работы городских пришкольных лагерей (с 8 июня по 23 июля) 2015 года экологически направленный досуг детей был организован при 6 общеобразовательных учреждениях г.о. Спасск-Дальний (МБОУ СОШ № 1, 5, 11, 14, 15, Спасская муниципальная гимназия) где сотрудниками заповедника проводилось 23 информационно-развлекательных мероприятия о природе. Их участниками стали более 600 школьников и около 40 учителей. Ребята неоднократно являлись гостями информационного центра заповедника, где их вниманию предоставлялись видеопрезентации, экскурсии по выставочным экспонатам, а также комплексы интерактивных и подвижных игр.

Как правило, большой интерес школьников вызывают чучела животных и другие экспонаты информационного центра Ханкайского заповедника. Юные посетители с удовольствием и сосредоточенным вниманием участвуют в экскурсиях по выставочной экспозиции заповедника, задают множество вопросов организаторам, а также делятся личными впечатлениями и наблюдениями за жизнью домашних и диких животных. В минуты подобного общения приятно наблюдать как младшие школьники легко раскрепощаясь вступают в дружескую и непринужденную беседу со взрослыми, учатся грамотно и последовательно излагать имеющиеся мысли и переживания, отстаивать среди сверстников свои убеждения.

Чтобы стимулировать ребят к познанию особенностей живой природы родного края, прививать им чувство патриотизма и личной ответственности за природное равновесие, а также воспитывать в канонах экологической культуры и нравственности, специалисты заповедника используют разнообразные методики разработки и подачи в доступной для детей форме научного материала по региональному природному компоненту. Это разнообразные лекции, презентации, видеоролики, ролевые игры, викторины и пр. Например, занятия на тему «Порхающие лепестки» - о бабочках Приханковья, «Заповедными тропами Приморья» - о заповедниках Приморского края, мультимедийные игры-викторины - «Секреты озера Ханка» и «По следу тигра». С их помощью удается побуждать ребенка не просто к пассивному прослушиванию и усвоению нового, а пробуждать в нем желание к познанию, наблюдению и самоанализу происходящего вокруг, готовность внести посильный вклад в сохранение природных ресурсов своего края. Как правило, по окончании занятий со специалистами заповедника ребятам предлагается прикладное или изобразительное творчество, чтобы ребенок на практике, через рисунок или поделку имел возможность закрепить полученные знания и выразить личностное отношение к происходящему.

Из года в год, общаясь с детьми подобным образом, приятно узнавать знакомые и уже полюбившиеся их лица, наблюдать, как ребята взрослеют, наполняются знаниями, становятся пусть еще юными, но вполне полноправными российскими гражданами. Лучшей же оценкой труда педагога, на наш взгляд, является то, что дети, даже спустя время, продолжают помнить совместные встречи и беседы, горячие споры и рассуждения, а значит, стараются выполнять переданные нами, взрослыми, нравственные устои и учатся жить в согласии с природой.

Материал подготовлен отделом экологического просвещения

ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»